ИТОГОВЫЙ ДОКЛАД

Др. Томас Машке
Инициатор
Германо-Российского Социального Форума

Германо-Российский Социальный Форум в рамках Петербургского диалога организовал с 24 по 26 июня 2013 года в Москве научно-практический конгресс «Вызов Инклюзия?» - международный научный дискурс по вопросам новых тенденций развития педагогики в свете принятия конвенции ООН по правам инвалидов. Социальный Форум считается базой для осуществления и укрепления сотрудничества между германскими и российскими НПО в сфере практической социальной работы в условиях гражданского общества. Ответственность за тематику «Образование людей с нарушениями» и «Инклюзия» от немецкой стороны взял на себя д-р Томас Машке. Идея проведения специализированного конгресса возникла на учредительном семинаре Социального Форума в Самаре в ноябре 2011 года. Развитие ситуации в обеих странах на уровне гражданского общества также было принято во внимание, как и профессиональный научный обмен мнениями по этой тематике
Партнёрами при подготовке и проведении конгресса были: с немецкой стороны, Негосударственный Институт Вальдорфской педагогики, инклюзии и интеркультурологии г. Мангейма, Германия, а также имеющий с ним дружественные связи дефектологический факультет МГГУ им. Шолохова, с российской стороны. Наряду с этими ответственными организациями к кооперации удалось привлечь следующих партнёров из сферы образования:
  • Институт инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета;
  • Институт по наукам реабилитации Университета им. Гумбольта, г. Берлин;
  • Факультет Социальной работы и здоровья, высшая школа г. Эмден/Леер;
  • Нижне-Саксонский Семинар подготовки учителей по специальности «Специальная педагогика», г. Ганновер.

Из общественных организаций были представлены следующие:

  • Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций России;
  • Негосударственное учреждение «Школа Св. Георгия», Москва;
  • Самарская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» Самарской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Самара;
  • Межрегиональная общественная организация «Ассоциация в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», Псков;
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области, Псков;
  • Перспективе Руссланд e. V., Франкфурт-на-Майне;
  • Центр социального развития и самопомощи «Перспектива», Москва;
  • Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», Москва;
  • Друзья искусства воспитания e.V., Берлин.

ПАТРОНЫ, УЧАСТНИКИ, ПРИВЕТСТВЕННЫЕ СЛОВА

Под патронажем депутата германского Бундестага Франца Тённеса и депутата Государственной думы РФ Олега Смолина присутствовали на докладах и участвовали в мастер-классах немецких и российских референтов более 300 специалистов из России, в частности из Москвы, Иркутска, Екатеринбурга, Новосибирска, Калининграда, Архангельска, Волгограда, Саратова, Нижнего Новгорода, Северодвинска,
Санкт-Петербурга, Республик Марий Эл, Ингушетии, Саха (Якутия), Башкортостана, Чувашии и Татарстана, а также специалисты и студенты из Украины, Балтии, Молдавии, Грузии, Киргизии, Белоруссии, Германии, Швейцарии, Чехии, Франции и Норвегии. Происходил обмен мнениями по вопросам, проблемам и позитивным результатам работы в сфере развития инклюзивной педагогики в обеих странах.
Посол Германии в России Ульрих Бранденбург приветствовал участников на торжественном открытии конгресса и подчеркнул, что на конгрессе будут рассмотрены практические актуальные проблемы реальных немецких и российских людей с нарушениями, а не формальные вопросы или надуманные проблемы, о которых часто идёт речь во взаимоотношениях общественных организаций Германии и России. Это возможно, поскольку практики с опытом конкретного двустороннего сотрудничества взяли на себя ответственность за конгресс, но до сих пор слишком мало привлекались к официальному двустороннему обмену между Германией и Россией.
 
Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов подчеркнул, что такие мероприятия оживляют и развивают, в том числе, и Петербургский диалог. Елена Жемкова, руководитель Международного общества «Мемориал», г. Москва, назвала конгресс «лучом света» в непростых германо-российских общественных и межгосударственных рабочих отношениях и настоятельно выступила за продолжение и поддержку всей деятельности Социального Форума.

ДОКЛАДЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ

Принципиально разные педагогические подходы в дискурсе на основе взаимоуважения

Делегации германских и российских референтов состояли из специалистов различных направлений и характеров. Это можно проследить по названию докладов и мастер-классов, заявленных в программе (приложение). Профессор в отставке д-р Георг Фойзер (Университет Бремена и Цюриха) в день открытия конгресса выступил с основным докладом немецкой делегации: «В чём нуждается человек? Участие и инклюзия - гуманистически-научное обоснование». Следующие доклады читали д-р Томас Машке (Институт Вальдорфской педагогики, инклюзии и интеркультурологии, г. Мангейм): «Инклюзия и Вальдорфская педагогика – аспекты условий и возможностей ‚альтернативной‘ педагогики», а также д-р Рейнальд Эихгольц (судья в отставке, Уполномоченный по правам ребенка Министерства по делам семьи федеральной земли Северный Рейн Вестфалия): «Антропологические основы инклюзии».
 
Основной доклад от российской стороны «Угрозы и вызовы. Стратегия развития образования» читал Евгений Ямбург, д.п.н., профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Здесь впервые был продемонстрирован в настоящее время неактуальный в Германии взгляд
на понятие «инвалидности», который кратко можно охарактеризовать как ориентированный на недостаток или биологический дефект. Следующие доклады читали: Светлана Алёхина, к.псх.н., профессор, от Московского городского психолого-педагогического университета
(«Готовность учителя к инклюзивному образованию»), Илья Евтушенко д.п.н., профессор, декан дефектологического факультета, который в докладе «Проблемы и перспективы развития дефектологического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова» на передний план поставил точку зрения специальной педагогики, и Людмила Шипицина, д.б.н., профессор, ректор Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт специальной педагогики и психологии» им. Рауля Валленберга, г. Санкт-Петербург, которая рассматривала «за» и «против» интегративного и инклюзивного подходов в педагогике и сделала обзор развития в России.
 
Название конгресса «Вызов Инклюзия?» оканчивается вопросительным знаком, который подчёркивает характер поиска и диалога этих трёх рабочих дней (а также подготовительной и следующей после конгресса фаз): Является ли в результате ратификации «Конвенции ООН о правах инвалидов» юридически обязательное осуществление «инклюзивного образования на всех уровнях» (ст. 24), в первую очередь, вызовом, чрезмерным требованием или шансом? Как могут люди из двух стран с различными традициями в образовании (особенно для людей с нарушениями) вместе обдумывать эту «задачу поколений», обсуждать и вырабатывать конструктивные идеи в духе взаимного уважения?
 
Во время работы мастер-классов наиболее активно проявились контакты между русскими и немецкими участниками, когда они внимательно слушали, обсуждали и задавали интересующие их вопросы. Индивидуальные особенности референтов здесь играли весьма позитивную роль. Так, например, д-р Илья Зайферт (депутат
Бундестага, фракция Левых) провоцировал слушателей требованием «Особая школа для всех» и фундаментальным переосмыслением привычных каждодневных понятий. Русское слово «инвалид» этимологически происходит от слов in –valid (не-ценный), однако в России не считается дискриминационным. Также представление некоторых молодых коллег, называвших свою профессиональную квалификацию «дефектолог» или «олигофренист», сначала вызвали удивление у немецкой стороны, затем, однако, были поняты как выражение, в первую очередь, медицинской (или биологической) традиции российской специальной педагогики. Большой интерес в особенности у российских участников вызвали мастер-классы немецких референтов, которые представляли инклюзивную практику, например, развитие инклюзивной практики в школе (см. отчёты в приложении). Наплыв желающих был так велик, что пришлось организовать повтор четырех немецких мастер-классов. Мастер-классы в итоге послужили обмену опытом и углублению специфических взглядов на проблемы. Впечатляющими были личные встречи. Особенно это касается приехавших студентов Мангеймского института, которые по-особому восприняли культурный, человеческий и профессиональный обмен (см. их отчёты) и в живой форме представили события конгресса, имеющие глубокое значение для будущего (приложение).

ПОДИУМНАЯ ДИСКУССИЯ, РЕЗОЛЮЦИЯ, ПРОЧИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В третий последний день мероприятий на пленуме были представлены различные подходы для реализации и достижения цели инклюзии. Подиумная дискуссия явственно показала участникам различия во мнениях, особенно по вопросу сохранения специализированных учреждений образования. Впечатляюще описала мать ребёнка с ограниченными возможностями здоровья её борьбу за адекватное школьное образование для своей дочери. Слепой доцент университета гордо утверждал, что он благодарен за воспитание в специальном интернате, который дал ему основы для интеграции в российское общество. Германо-российские партнёрские проекты (например, в Калуге) также были представлены, как и персональные судьбы. Борьба за путь к участию в жизни общества была общей для всех выступающих.
 
Подготовленная заранее итоговая резолюция на этом фоне вызвала горячую дискуссию и, наконец, была принята в качестве компромиссной. При этом стало ясно, что и в будущем в германо-российском сотрудничестве необходимы дальнейшие дискуссии, чтобы в духе партнёрства учиться вместе и друг у друга.
 
Все лекции и разработки мастер-классов будут собраны в едином томе документации и опубликованы в немецком издательстве специализированной литературы на немецком и русском языках, в том числе и для использования их в качестве основы для дальнейшего профессионального обмена. Университет им. Шолохова планирует публикацию на русском языке материалов участников конгресса. Немецкие доценты активно выразили готовность принять желающих на практику и получили много запросов. Возникли новые германо-российские и внутрироссийские кооперации. Далее договорились издать в России недавно вышедший основополагающий труд Фойзера и Машке «Проверка подготовки учителей. Какая квалификация нужна инклюзивной школе?»

БЛАГОДАРНОСТЬ ПОМОЩНИКАМ И СПОНСОРАМ

Без самоотверженной работы председателя «Перспективе Руссланд e.V.» и основного инициатора Социального Форума Анны Хофинги и её сотрудников из «Центра Перспектива», Москва, такой объём работы по проведению конгресса не мог бы быть выполнен, и конгресс не мог бы состояться. Изначально договорились, что ответственность за конгресс в содержательном и организационном плане полностью ложится на оба ответственных университета. Уже во время подготовки содержательной части появилась необходимость языкового посредничества для совместного планирования мероприятий. Эту работу взяла на себя Анна Хофинга. Немногим позже она и её сотрудники из «Перспективе Руссланд e.V.» и «Центра Перспектива» должны были выполнять всю информационную деятельность конгресса в России. Когда в мае 2013 г. выяснилось, что российский университет ещё не подготовил размещение немецких доцентов, Анна Хофинга и её сотрудники взяли на себя почти всю работу по организации и логистике. За неделю до начала конгресса российские университеты в одностороннем порядке изменили программу конгресса, что потребовало дополнительных переговоров по согласованию программы, которые координировала Анна Хофинга. Её сотрудники составляли обращения к фондам и выполняли бесконечную и неоплачиваемую сверхурочную работу для того, чтобы конгресс прошёл с большим успехом. Из этого краткого описания видно, с какими проблемами должен был бороться Социальный Форум при подготовке конгресса. В будущем, прежде чем браться за крупные проекты, необходимо сначала создать надёжные структуры в самом Социальном Форуме, внутри которых нагрузка при больших объёмах работы будет ложиться не на одни плечи.
 
Инклюзия живёт благодаря личным встречам. Такие встречи смогли состояться в Москве на профессиональном и личностно-социальном уровне. Без финансовой поддержки следующих фондов конгресс и встречи не были бы возможны. Им и уже названным партнёрским организациям выражается особая благодарность: Фонд «Встречи Запад – Восток», фонд Фридриха Эберта, фонд Роберта Боша, фонд Розы Люксембург, Друзья искусства воспитания e.V.. Поддержка пришла и от немецкой стороны «Петербургского диалога», которая помогла оформить визы и вместе с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека распространила в СМИ информацию о конгрессе.
 
Цитатой из презентации Ульрике Барт, показывающей возможные перспективы германо-российского сотрудничества в области инклюзивного образования, хотелось бы завершить этот доклад о конгрессе в Москве:

Ориентация – Направление:
В какую сторону плыть,
зависит не от того,
откуда ветер дует,
а от того, как поставить паруса.


Др. Томас Машке                                Dr. Tamara Isaeva

Инициатор Социального Форума           Координатор Социального Форума