Цели научно – практического конгресса:

  • Передача актуальных специальных знаний о различных последствиях душевных травм детей и подростков, в особенности о долгосрочных последствиях, как например, становление жертвы преступником (Спираль жертва-преступник)
  • Обмен практическим опытом из разных рабочих контекстов травмапедагогики
  • Инициирование углубленного многостороннего сотрудничества среди специалистов на консультационных платформах
  • Долгосрочная цель: создание постоянной многосторонней специализированной конференции по детским травмам и их лечение педагогическими и методами арт – терапии
  • В конечном итоге необходимо создать пул компетенций и по возможности выйти на максимальное количество экспертов и мультипликаторов, работающих в области социальной работы, образования, арт-терапии, медицины, психологии, а также родителей.

ОБОСНОВАНИЕ КОНГРЕССА

Динамизм современной жизни, наращивание темпа требует от че-ловека соответствия происходящим изменениям и быстрого ответного реагирования. Высокие технологии создают, с одной стороны, дополни-тельные удобства, с другой, делают человека зависимым и требуют от не-го постоянной познавательной активности, в то время как чувственно-волевая сфера все чаще остается вне социальных отношений.

Возникающие противоречия и конфликты на самых разных уровнях общественной жизни оказывают травмирующее действие на незащи-щенное и открытое детское восприятие окружающего, что на последую-щих возрастных этапах трансформируется в нарушения эмоциональной сферы и поведения, создает напряжения социального характера, дезори-ентирует в определении ценностей духовно-нравственного характера. Дети и подростки получают травму в результате снижения привязанности к значимому взрослому, конфликта детско-родительских отношений, фи-зического или психологического насилия в семье или группе сверстников, социальных и экономических напряжений, природных катастроф, военных конфликтов и других факторов. Детям, жертвам физического наси-лия, оказывается медицинская помощь. С душевной травмой они чаще всего остаются наедине. Предоставленные сами себе, дети не в состоянии самостоятельно справляться с трудностями внутреннего, психологического характера. Тогда их окружение сталкивается с поведенческими расстройствами, страхами и неуверенностью, агрессией и попытками суицида. Последствия психических травм детства проявляются во взрослой жизни как трудности включения в общественную жизнь, как потеря собственной идентичности. Худшим вариантом может стать, что и наблюдается в последнее время, превращение душевно травмированных детей в активных асоциальных деятелей (спираль «жертва - деятель»). При лечении таких расстройств доминирует довольно консервативная психологически-психиатрическая практика вмешательства, которая слишком часто приводит к ненужной патологизации и, следовательно, к сегрегации затронутых детей.

Усилиями гражданского общества Германии в 21 веке развивалась и получила широкое распространение травмапедагогика. Это низкопороговый метод работы с травмированными детьми и подростками, который открывает им новые шансы на самоопределяемую жизнь посредством интегрированной в их жизнь травмапедагогической поддержки. К действенным методам относятся терапия разными видами искусств, педагогика переживаний. Сегодня во многих странах мира после природных катастроф или военных конфликтов подготовленные коллективы специалистов-травмапедагогов оказывают детям неотложную педагогическую помощь. С детьми, травмированными своим социальным окружением, работают на долгосрочной основе, дополняя и расширяя помощь со стороны психотерапии.